Александр Свирский

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василиссы (Вассы).

Стефан и Василисса имели двух взрослых детей, но им очень хотелось иметь еще сына, и они молили об этом Бога. Однажды во время молитвы благочестивые супруги услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество… имате родити сына… в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог». День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.

свирский

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО (память 30 августа/12 сентября)

Когда Амос подрос, родители отдали его учиться грамоте, но учение давалось отроку с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. Во время молитвы отрок услышал голос: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти». С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.

Он был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду и рано начал укреплять свою душу постом, чем вызвал беспокойство матери. Когда Амос вырос, родители хотели женить его, но он пожелал посвятить свою жизнь служению Богу. После знакомства с валаамскими монахами юношей овладело неодолимое желание уйти на Валаам.

В 19 лет он тайно покинул родительский дом и отправился в дальний путь. Дойдя до реки Свири, Амос переправился на другой берег и прошел еще шесть верст. Ночь застала его на берегу тихого лесного озера. Долго пребывая в ночной молитве, юноша услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел небесный свет. Утром Амос продолжил свой путь. Долго пробирался он по лесным дебрям без дороги и очень утомился.

Вдруг он увидел путника, который сказал, что идет на Валаам и знает туда дорогу. Они пошли вместе и через некоторое время достигли Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Воздав хвалу Богу у ворот обители, Амос хотел выразить благодарность своему спутнику, но тот внезапно исчез. Тогда Амос понял, что это был Ангел Божий.

Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском монастыре, дни проводя в трудах, а ночи — в молитвах. Иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками. Когда родители узнали о местонахождении сына, отец приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг в Введенском монастыре с именем Сергий. Также и мать Амоса постриглась с именем Варвара.

26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым. Там он обнаружил пещеру и подвизался в ней еще семь лет. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, Преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келии святого воссиял свет, и он услышал голос, повелевавший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно Преподобный увидел как бы перст, указующий в сторону Святого озера. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Алек¬сандра в путь.

На берегу Святого озера, в 36-ти верстах от нынешнего г. Олонца и в 6-ти верстах от реки Свирь, Преподобный Александр построил малую келию, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и дьявольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями.

Однажды, когда Преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда Преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же яко лучу Божественную сияющую, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ». С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же Преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину.

Известие о духовных подвигах Преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Пришел к святому подвижнику и его брат Иоанн, который через некоторое время скончался.

Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130-ти саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там на него вооружились бесы: они являлись ему в образе зверей, змей, пытались запугать святого, понуждали бежать. Но молитва праведника, «яко пламень огненный, от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидими быша». В пустыни Преподобному явился Ангел, напомнил прежние Божественные видения и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.

Сила молитвы святого Александра Свирского была необычайной. Известен такой случай. Строили мельницу на протоке между двумя озерами, раскопали перешеек, и вода из верхнего Святого озера устремилась вниз. Напор был столь сильным, что в опасности оказались монастырские постройки; казалось, их уже не спасти, но Преподобный призвал имя Христа, начертал Крестное знамение на быстрине вод — и вот оно, чудо! — течение остановилось.

Столь же велика была и прозорливость Преподобного. Однажды богомольцы делали пожертвования в монастырь, был среди них и Григорий, приехавший из Пидьмозера. Он протянул руку, чтобы положить свой вклад, но святой оттолкнул ее. Григорий спросил Александра Свирского, почему он не принял приношения. «Ведь ты меня не знаешь!» — сказал он. «Верно! — ответил святой. — Я тебя не знаю и лица твоего не видел, но рука твоя так осквернена, что от нее идет смрад. Зачем ты мать свою старую бьешь?» Великий страх обуял тогда Григория, тщательно скрывавшего свой грех. Он попросил наставления, как ему исправиться. Преподобный посоветовал просить прощения у матери.

В конце жизни Преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, то на месте алтаря Преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, — сказала Она, — но и по отшествии твоем неотступной буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом Преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители.

Перед кончиной Преподобный Александр Свирский изволил завещать братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни». Преставился Преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем.

Когда Александра хоронили, не верилось, что он умер, лицо его светилось и тоже хотелось умереть, чтобы быть с ним. Сразу стали происходить многие чудеса, исцеления: излечивались бесноватые, слепые прозревали, расслабленные начинали ходить. Через двенадцать лет было составлено житие, а еще через два года Собор русских архиереев причислил Преподобного .

ЯВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

свирский

В 1508 году, на 23-м году пребывания Преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во имя Святой Троицы. «Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе», — сказал Господь Преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

После этого видения Преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. Сразу после построения деревянной церкви братия стали уговаривать Преподобного принять священство. Смиренный старец отказывался, но братия обратились за помощью к архиепископу Новгород-скому святителю Серапиону. В том же году Преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили Преподобного принять игуменство.

Став игуменом, Преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежды носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден», — сказал Преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников Преподобного Александра стали основателями новых монастырей.

Верующие убеждены, что чудеса с телом Преподобного Александра Свирского происходят потому, что ему при жизни явилась Святая Троица.

Сейчас на том месте стоит часовня, оно огорожено и усыпано песком, который паломники берут с собой по горсточке, как святыню.

В мой день рождения у меня случился микроинсульт, - рассказала Ольга Лодкина из Санкт-Петербурга. - Я не стала вызывать «скорую помощь», а просто положила на голову мешочек с песочком с того святого места. Боль ушла, состояние улучшилось.

Чудеса в Свято-Троицком мужском монастыре происходят постоянно Много подобных историй я слышала, работая пресс-секретарем монастыря. Но были и встречи, рассказывающие о чудесах не личного плана, а об имеющих значение для многих людей.

Монахи замечали: фрески в Троицком соборе, по сравнению с тем временем, когда монастырь только возобновился, стали как бы сами по себе обновляться, приобретать более яркий, небесный цвет. Но одно дело, когда обычные паломники или насельники говорят, что фрески стали ярче, другое дело – мнение специалиста. У меня же была необычная встреча, подтвердившая это.

Приехал к нам реставратор, работавший здесь в 70-е годы в студенческой бригаде, которая тогда занималась реставрацией монастыря. Они сделали довольно много в то время… Когда я вошла с этим человеком в Троицкий собор, еще не успев ему ничего рассказать, он остановился и спросил:

– Послушайте, а кто тут работал? У вас тут явно кто-то работал. Скажите, какие мастера занимались у вас реставрацией?
– Никто не работал, – отвечаю.
– Но этого не может быть!
– Нет, – говорю, – после вас эти фрески никакая человеческая рука не трогала.
– Не может быть! – снова повторил он.– А что изменилось?
– Вы знаете, они стали словно живые, и как будто все на тебя смотрят.

Вот таким было свидетельство человека, который своими руками восстанавливал эти фрески в 70-е годы. Он подтвердил, что они стали не только ярче, но как бы совсем другими.

Интересно, что это обновление движется как бы сверху вниз. И если вначале внизу вообще ничего не было видно, все изображения были как бы смазаны – то потом они стали проявляться все ярче и ярче. Конечно, это особые знаки милости Божией для всех нас. На фасаде четче других блистает красками изображение Святой Троицы. Многие думают, что это мы фрески отреставрировали, но они сами обновились, стали контрастнее, - говорит заведующий иконописной мастерской Аркадий Холопов.

Монахи, узревшие нетленную плоть своего небесного покровителя при первом обретении мощей, были потрясены полным их нетлением и составили описание святыни. В первую очередь они указали на то, что спустя более ста лет после кончины, Преподобный не выглядел умершим, а спящим, — таким живым было его лицо! Более того, лицо его благодаря удивительной сохранности было узнаваемым. Ведь первые иконы Преподобного Александра были написаны его современниками и они передавали портретные особенности лика Тайнозрителя Пресвятой Троицы. Более того, первое освидетельствование мощей Преподобного происходило только на основании сличения лица Преподобного с его ликом на иконе ХVI века. Сходство было полным и несомненным.

Составители описания мощей в 1641 году отметили и необычное положение рук и ног у Преподобного и янтарно-желтый цвет его кожи (часто кожные покровы мощей темнеют от времени).

свирский свирский

В житии Преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее.

В 1545 году ученик и преемник Преподобного Александра Иродион по повелению архиепископа Новгородского Феодосия составил житие святого. Через два года началось местное gразднование памяти Преподобного и была составлена ему служба.

17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образам были обретены нетленными и положены в Преображенском храме с приделом во имя Преподобного Александра Свирского.

В том же году началось общецерковное почитание Святого: 30 августа/12 сентября — день преставления и 17/30 апреля — день прославления. В благочестивом народном сознании Преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов.

Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовно-просветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЩЕЙ АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО. НЕОБЫКНОВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЩЕЙ

https://www.youtube.com/watch?v=LlXTsNKxb48ы

Источая исцеления, мощи, очевидно, являют присутствующую в них животворную силу, которая, сохраняя их в нетлении, через соприкосновение сообщается всем, с верою приходящим.

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору — первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому Преподобному Александру Свирскому.

С тех пор как мощи Преподобного Александра Свирского вернулись в родную обитель, там получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Украины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко).

Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. «Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань, — сказал отец игумен, и, продолжая, добавил, — в музее анатомии Военно-медицинской академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень.

Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью — похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань Преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью».

Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог: «Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов. Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов. Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут — разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса — таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют».

При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти Преподобного Александра — его святых мощей — находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма.

Старейший сотрудник Военно-медицинской академии, анатом, кандидат медицинских наук М. В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: «Я ничего подобного за все годы своей работы не видела». Рентгенолог Е. Р. Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского) также оценивает сохранность тела, как совсем особенную, полагая, что этот случай «представляет интерес для науки». Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком, не удивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе «кампании по изъятию мощей» в 1919 г. были названы — «восковой куклой». Эта негативная, ложная, по сути своей, аттестация, является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица.»

Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу:* «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей».*

Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 году, в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки. Надо заметить, что участок белой плоти был виден с самого начала исследования и виден сейчас на открытой стопе преподобного на месте отшелушившейся надкожицы. Из стопы Преподобного исходит миро, запах которого со дня обретения мощей все время присутствует в храме, на этот запах слетались пчелы. «Визиты» пчел к мироточащим мощам Преподобного зафиксированы на видео, это также видели многочисленные паломники.

Когда в рентгенологическом кабинете судебно-медицинской экспертизы слушали молебен после завершения исследований по поводу идентификации мощей, началось мироточение, сопровождающееся сильным благоуханием. «Все присутствующие были свидетелями этого чудесного проявления», — говорится в рапорте игумена Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря отца Лукиана, поданном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру.

А знаете ли вы, что мощи Преподобного Александра Свирского имеют температуру 36 градусов, и когда они лежали на освидетельствовании в Военно-Медицинской академии под лучами дневного света на протяжении нескольких часов, то приняли загар.

Неведомо, знали ли об этом факте жития Преподобного Александра Свирского люди, захватившие в 1917 году власть в России, но достоверно известно, что свою сатанинскую кампанию они начали именно с Александро-Свирского монастыря. Осенью 1918 года Олонецкая ЧК направила в монастырь отряд под командованием Августа Вагнера. Братия пыталась противодействовать надругательству над святыми мощами, но чекисты не церемонились. «Элементы злого пошиба» были арестованы, монастырь ограблен, а рака со святыми мощами Преподобного Александра Свирского вскрыта. Сохранность тела Преподобного, закончившего земной путь четыре столетия назад, была настолько непостижимой для Вагнера, что вопреки очевидности он назвал в своем отчете мощи святого «восковой куклой».

Не решившись выставить их, как полагалось по инструкции, «для разоблачения поповского обмана», мощи тайно, с соблюдением всех мер секретности перевезли в Лодейное поле и под строжайшей охраной поместили в больничной часовне. На пятое ноября 1918 года, когда расстреливали во дворе Олонецкой тюрьмы монахов Александро-Свирского монастыря, назначена была ликвидация мощей… И ровно восемьдесят лет православная Россия жила с мыслью, что святые мощи русского святого уничтожены сатанинской властью. Господь, однако, не попустил этого.

История поиска святых мощей Преподобного Александра Свирского, предпринятого инокиней Леонидой по благословению отца Лукиана, игумена возрожденного в 1997 году Александро-Свирского монастыря, заслуживает отдельного повествования. Основная часть документов была уничтожена, и собирать необходимые сведения приходилось по крохам. — Наш поиск, — рассказывает матушка Леонида, — был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами и находятся под особым покровительством Господа…

В ходе архивных изысканий удалось выяснить, что 31 января 1919 года мощи были увезены из Лодейного поля в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-медицинской академии. По свидетельству сотрудников, в годы революции в кафедральном музее появился экспонат, который так и остался незафиксированным в скрупулезно составленных каталогах. На основе антропологических, иконографических и рентгенологических исследований было сделано заключение, что таинственный «экспонат» представляет собою полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей Преподобного Александра Свирского в 1614 году.

Подтверждали принадлежность «экспоната» к канонизированным святым и повреждения на правой, благословляющей руке. Характер их не оставлял сомнений, что нанесены эти повреждения от изъятия частичек плоти для мощевиков. Необычное положение правой ноги: «ноги же лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону…» — также полностью соответствовало сделанному в 1614 году описанию.

Когда всматриваешься в дни земной жизни русских святых, ясно видишь, что они были лучшими среди людей своего времени. И по уму, и по талантам, и по мужеству своему. Но все эти столь высоко почитаемые в миру свойства и дарования были для святых несущественными и незначащими. Главными для них были смиренномудрие, молитвенность, покорность воле Божьей, служение Господу. И Церковь наша, когда прославляет святых, руководствуется не их земными заслугами, а заслугами перед Богом. И тут уж не возникает ошибок, связанных с политическими симпатиями или антипатиями, с сиюминутной конъюнктурой.

Не истлевают тела угодников Божиих, нетленными обретает Церковь их святые мощи. Не кончается вместе с погребением и жизнь святых — после кончины продолжают они участвовать в земной истории, являясь на помощь всем, кто сердцем к ним обращается … Чудо, великое чудо свершилось в июльские дни в Санкт-Петербурге. 465 лет спустя после кончины снова вернулся к нам, грешным, великий святой. И возвращение его подобно свету, рассеивающему злые, сгустившиеся над нашей Родиной тучи.

В 1918 году братия Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря была арестована и расстреляна, монастырь ограблен, а рака с мощами вскрыта… Сохранность тела преподобного изумила большевиков, они растерянно обозвали его «восковой куклой». В 1998 году мощи Преподобного были обретены вторично, и были освидетельствованы научной экспертизой. Святейший Патриарх, иерархи, священники, монахи, тысячи верующих преклоняли колена перед ракой угодника Божьего, как и раньше, даровавшего исцеления и обильное мироточение.

И вот Преподобный Александр опять в своем монастыре. Сейчас немного паломников, далековато: от станции Лодейное поле еще на автобусе. А дорога прекрасна: через сосновые боры солнечно-желтые — дух такой смоляной; по земле, где будто бусы брусничные рассыпаны, не ступить, все в ягодах. Свирь-река могучая, северная, воды свои гонит к морю, чайки ее перекричать хотят, и небо над ними быстрое-быстрое. Хорошо встать рано-рано, до солнца, поеживаясь, по росе прийти в храм к Преподобному, вдохнуть ладана и, тихонько встав на колени, потянуть по-монашески: «Радуйся, Преподобне Александре, Свирский Чудотворче». Потом откроют мощи, снимут стеклянную крышку, и, не зная, как глядеть на это чудо, в благоговейном ужасе приложиться к его руке и, затаив дыхание, отойти в сторонку, боясь потревожить такую важную мысль, что мы живем вечно.

Все эти вышеестественные силы, действовавшие разнообразно в телах истинных служителей Божиих, суть отпечатки и следы внутренних благодатных движений в душах их, и за пределами земного бытия они не перестают действовать в этих телах. Источая исцеления, мощи, очевидно, являют присутствующую в них животворную силу, которая, сохраняя их в нетлении, через соприкосновение сообщается всем, с верою приходящим.

Какое дивное воздаяние получают святые Божий за свое благочестие! Не только души их возводятся в благодатное общение со Христом, но и самые тела их, которыми они совершали подвиги… в этой кратковременной жизни, соделываются причастными благодатной силы Христовой. Когда же, по смотрению Божию, особыми случаями открываются они, то… издают благоухание.

ЧУДЕСА МИРОТОЧЕНИЯ ЕГО МОЩЕЙ

О мироточении святых мощей Преподобного Александра Свирского Миро (благовонное драгоценное масло) в Священном Писании и в Священном Предании является символом Божественной милости, мира и любви.

Миро появляется в результате особого сверхестественного явления — мироточения. Оно необъяснимым образом истекает из останков святого, либо из его гробницы, либо из его изображения. Это удивительное событие. И еще более удивительным оно представляется после полученных исследований, проведенных биохимиками. Оказывается, в миро присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма, в частности, в нем содержится 75 мг животного белка на 100 мл. Это означает, что плоть святого остается живой, и по воле Божией в ней могут начаться синтетические процессы — нам же дано видеть только результат свершаемого чуда — капли мира.

О мироточении мощей Александра Свирского на Руси многие чудотворцы, в частности Киево-Печерские, прославлены мироточением. То, что это чудо столь ярко проявилось на Преподобном Александре Свирском, явно показывает величие и благодатность святого, а также истинность явления его мощей, ибо мироточение в церкви искони рассматривалось как свидетельство святости. В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение останков свидетельствует о том, что это — святые мощи. И то, что во втором обретении мощей Святого Александра было явлено обильное мироточение, свидетельствует об их истинности, об идентичности останков, найденных в Военно-Медицинской Академии со святыми мощами Преподобного, которые при первом их обретении также обильно мироточили.

В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС во время молебна. После того как мощи святого привезли в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мироточение не прекращалось, при этом было замечено, что интенсивность его изменялась: то усиливалась, то становилась менее заметно. Наблюдение за ним велось послушником Александром, стоящим во все дни у раки Преподобного. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми. Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении во храм после длительного заточения, в дни первых для святого Божественных литургий.

Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Аромат миро стоял в алтаре, и три пчелы даже попали в Чашу с Причастием — их пришлось спасать. Само миро потоками стекало по ступням Преподобного, покрывая их при высыхании очередным блестящим маслянистым слоем. Миро стекает с верхнерасположенной ноги на нижнюю, при этом сама нижняя нога тоже обильно мироточит; на фотографии отчетливо видны яркие янтарно-оранжевого цвета наплывы, застывшие на поверхности большого пальца ноги Преподобного и одна янтарная капля, застывшая под косточкой большого пальца.

Было отмечено, что в вечерние часы, после закрытия храма, когда там восстанавливалась тишина после большого многолюдья, наступало то благодатное время, когда также можно было видеть вновь усиливающееся мироточение — отдельные капельки миро появлялись между пальцами Преподобного.

Все случаи мироточения, исцеления и чудес, явленных от мощей святого Преподобного Александра Свирского, зафиксированы документально. Фамилии с адресами и номерами телефонов находятся в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и м. Софии. О двух случаях, происшедших в вечернее время после закрытия храма, следует указать особо.

Случай первый: матушки из монастыря Святого Иоанна Кронштадтского привезли двух больных. Оба больные с медицинской точки зрения безнадежные, и оба это знают, но не сдаются. Один из них — генерал (у него рак неоперабельный), у другой — двадцатипятилетней женщины — внезапно отнялись ноги. Оба больных по очереди приложились к открытой раке Преподобного Александра Свирского, затем остались возле нее, женщину посадили на стул. Прошло 10 минут и, к удивлению больных и свидетелей (благочинной и казначеи Свято-Иоанновского монастыря, послушника Александра и матери молодой женщины), с ног Преподобного обильно полилось благоуханное миро. Генерал в растерянности произнес: «На такое я не рассчитывал» (известно, что генерал много жертвует для Церкви, женщина — вышивальщица для Церкви). Так Преподобный поддержал их в их скорбях, явил им свидетельство того, что Господь все знает, и дал им через Преподобного такой добрый знак. Позже они приезжали еще раз и долго молча молились.

Случай второй: ближе к 22 часам приехал священник отец Максим из церкви Спаса Нерукотворного со своей паствой (около 20 человек), чтобы отслужить молебен и пропеть акафист Преподобному. На искренние горячие молитвы приехавших к нему Преподобный тоже ответил очень обильным мироточением: вся ступня как бы «пропотела» каплями миро, и, кроме того, струи миро стекали между пальцами.

Многие паломники, пришедшие поклониться святым мощам Преподобного Александра Свирского, были вознаграждены за свою веру и молитвенное усердие, обращенное к Преподобному. Каждый, кто подходил поклониться, просил освятить и икону святого, приобретенную тут же в храме. Послушник, стоящий у раки, прикладывал икону к стеклу раки и возвращал людям. Эти иконы начинали мироточить у людей во время домашних молитв в тот же день или несколько дней спустя. Некоторые отмечали не мироточение, но сильное благоухание на протяжении нескольких дней.

Таких сообщений было много. Приведем одно из них — от прихожанки храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» п. Некрасовское Ярославской области, р. Б. Татьяны.

«Хочу поделиться с вами чудесами, которые произошли со мною. Прочитав газету “Благовест” об обретении святых мощей Преподобного Александра Свирского, сразу же возникло желание посетить его, что мы и сделали с моим духовным отцом Зиновием. Хочу сразу заметить, что чудеса начались со мною сразу по приходу, где находились святые мощи А. Свирского в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Я страдаю обширным остеохондрозом. Пока читался акафист нашим дух. отцом Зиновием у мощей, я почувствовала облегчение в постоянно ноющей спине, о чем я немедленно сказала послушнику Александру. Там мы приобрели иконы А. Свирского. Приложили их к святым мощам и вернулись домой. Через несколько дней мои иконы, а их у меня было три, — заблагоухали, да так сильно, что заполнили запахом всю квартиру, даже вещи у меня благоухают и по настоящее время. Хочу также сказать, что благоухают не только у меня, а у многих, т. к. отец Зиновий купил их много для нашей воскресной школы. В Рождество Христово у меня одна из этих икон замироточила. О. Зиновий помазал нас маслом с этим миром. Другие иконы также влажные, если к ним прикасаться губами».

ЧУДЕСА ИСЦЕЛЕНИЯ

Некто дворянин Андрей Данилов Антонов, живший в селении Кусяге, что недалеко от Сясь-реки, заболел расслаблением всего тела своего и подвергся умопомешательству. Родители его сильно скорбели о том; возили его по святым церквам и много истратили денег на врачей, но никакой пользы от них не было.

Однажды вспомнили они о великом Чудотворце, Преподобном отце Александре, что у гроба его Бог творит множество исцелений, и, взяв сына своего, привезли в обитель Живоначальной Троицы и преподобного отца Александра. Пробыв в обители семь дней, они молились Богу, Пречистой Богородице и Преподобному Александру Чудотворцу о исцелении сына их, но не получили по прошению своему, и отправились обратно домой. После того они сильно сокрушались и плакали, раскаиваясь в том, что сначала не молились Преподобному, будучи давно наслышаны о преславных чудесах, бывающих от честных и многоцелебных мощей его. И тотчас скорый на помощь Преподобный отец Александр услышал воздыхание их и не презрел моления их, подав исцеление болящему, который встал с постели своей, как никогда и не болел.

Вот что написала Анна Бобрович в питерской газете «Час пик» от 25 мая 1999 года: «Елене Злобиной после многих обследований и длительного, но безуспешного лечения, поставили страшный диагноз — бесплодие. В августе 1998 года она с тайной надеждой на чудо поехала в храм, где находились мощи Александра Свирского и приложилась к святыне. А через некоторое время со страхом и надеждой поняла, что беременна. В положенное время родилась девочка, которую окрестили на подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря».

Из свидетельств счастливых родителей, которые хранятся в архиве Александро-Свирского монастыря, приведу одно, которое кажется наиболее трогательным, даже в мелочах: «В 1998 году были обретены мощи Александра Свирского. Я со своей дочерью приложилась к мощам святого с одной и той же просьбой, чтобы Бог даровал ей ребенка. Дочь рано вышла замуж — в 18 лет. Сейчас ей 38 лет. Все годы замужества были годами напрасного ожидания ребенка. И вот чудо совершилось: в сентябре дочь приложилась к мощам, а в октябре, как выяснилось позже, забеременела. В положенный срок родилась прекрасная девочка. Это чудо, дарованное Богом по молитвам у мощей Александра свершилось после 19 лет ожидания. Нам была явлена и заботливость Александра о благополучном рождении этого ребенка. Дело в том, что существование ребенка в утробе матери было сокрыто от всех, даже сама мать узнала о своей беременности незадолго до родов. На протяжении нескольких лет она находилась на учете эндокринолога. В период беременности, обращаясь к врачу, она говорила ему, что ее живот становится все больше и больше. Врач посоветовала ей сесть на диету и похудеть. Объясняя это дисбактериозом. Все были как слепые — дочь, ее муж (люди с высшим образованием), им в голову не приходило, что это — беременность. Если бы она пошла к гинекологу, то можно предположить, что ее залечили бы, закололи бы лекарствами, т.к. беременность поздняя, а это, по мнению врачей, означает, что существует угроза и для ребенка и для матери. Стало быть, Александр Свирский сокрыл этого младенца до родов. Я каждый день благодарю Александра за рождение малышки Марии. Это он просил Бога, а Бог нам дал такую радость. Это настоящее чудо».

Я лично знаю пять супружеских пар, которые получили радость материнства и отцовства после долгого неплодия по молитвам к Преподобному. Не буду называть их имен, скажу только, что это очень разные по своему роду занятий, люди. И открою секрет: благолепие Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря, его быстрое возрождение после десятилетий разрухи, стало возможно именно как плод благодарности этих и им подобных людей, которые постаралась щедро отблагодарить святого за посланное им земное счастье — быть родителями. Иногда даже трепет объемлет, когда смотришь на этих детей, которые родились благодаря молитвенному предстательству Александра Свирского. Думаешь: а какими они вырастут? Не забудут ли они о своем авве? Донесут ли благодарность до своих детей и внуков?

Одна из самых потрясающих записанных здесь чудесных историй - о раковом больном из Ростова-на-Дону. Его жена и сестра прилетели в Петербург самолетом, они очень спешили, боясь потерять родного человека. Александр Петров был в тяжелейшем состоянии после третьей операции по поводу рака поджелудочной железы. Врачи выписали его умирать дома. Но родственники не хотели мириться с этим. Воскресным утром женщины упали.

Чего именно ждем мы от чуда? Сколько раз взывала наша душа: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Взывали к Богу и десять прокаженных, девять из которых после исцеления не возвратились поблагодарить Бога. Какая же польза им была от этого исцеления? Они, как и большинство людей, получив вожделенное здоровье, не переродились духовно. Чудо пробудило веру только в одном самарянине, и это вера, как сказал Христос, «спасла» его (Лк. 17, 19). То есть основа нашего спасения не исцеление тела (как бы ни было заманчиво сделаться «здоровым»!), а исцеление души.

Случаев исцеления у мощей Преподобного Александра было великое множество вплоть до самой революции. Один из них был совершенно необычным. Случилось это с одной одержимой в начале ХХ века. Судороги и припадки мучили бедную женщину. Много ездила она по монастырям. Но исцеление получила внезапно: достаточно было монахам покрыть корчившуюся женщину покровцом раки преподобного Александра Свирского. Правда, в ту же минуту пострадал алтарь, вылетели с треском оконные стекла. Это происшествие весьма запомнилось монахам Свирского монастыря, поэтому о нем сохранились документальные подтверждения.

В деревне Нигриничи недалеко от обители жил молодой сын митрополичьего боярина Софоний Неелов. Тяжкой болезнью страдал он: бесновался так, что разрывал железные цепи вместе с кандалами, бегал и разбивался. Множество людей с большим трудом едва сдерживало Софония, когда отец его Флор подводил больного к гробу святого, мощи которого тогда еще находились под спудом. Пока служился молебен, юноша громко взывал: «О небесных сил Воеводо, Архангеле Христов Михаиле, помоги мне!» Так взывал он до окончания молебна. Когда же оградили его животворящим крестом и окропили святой водой, он перестал кричать, приложившись же к гробу святого, получил небольшое облегчение.

Когда же обрели мощи Преподобного Александра Чудотворца, целые и невредимые от тления, Софоний опять пришел в обитель Живоначальной Троицы и Преподобного Александра Чудотворца, где и прожил с полгода, молясь и трудясь на церковной постройке своими руками, где и получил окончательное исцеление.

Вот что рассказал о себе Софоний: «Когда родители привели меня в первый раз в обитель Святой Живоначальной Троицы и стали у гроба Преподобного Александра, внимая молебному пению, тогда явились лукавые духи, показывая мне яму, наполненную горящими углями с пламенем, и намеревались толкнуть меня в эту пропасть. Вдруг внезапно явился Архангел Михаил, и когда меня приложили к гробу святого, Архангел, ударив жезлом, прогнал всю силу их, а я сейчас же получил облегчение. Ныне же славлю Всесильного Бога, Пречистую Богородицу, великого Архистратига Христова Михаила и великого в чудесах Преподобного отца Александра – за то, что исцелил меня Бог молитвами его».

Посадский человек Иоанн Сусов из города Олонца в 1671 году находился в Стокгольме, занимаясь торговыми делами. Из-за того, что вел он там жизнь невоздержанную, расстроился рассудком, и за грехи Бог попустил ему впасть на долгое время в беснование.

Когда привезли его на родину, он еще хуже стал безумствовать, говоря различный вздор и бегая по улицам, так как враг пугал его различными привидениями. Родственники сильно скорбели, видя его затянувшиеся страдания. Но вот пришла им на ум добрая мысль — свозить его к угоднику Божию Преподобному Александру, где они попросили отслужить об Иоанне молебен у мощей святого. Сначала бесноватый противился, не желая слушать молитв и даже смотреть на священную раку, гневно угрожая находившимся при нем. Когда же приложили его к цельбоносным мощам Преподобного Александра, он тотчас же пришел в сознание и начал с сокрушением молиться, говоря: «Отче Преподобный Александре! На тебя все упование мое во Боге возлагаю! Побори супостата душ наших, избави душу мою, и исцели страждущего». После чего, будучи огражден животворящим крестом и окроплен святою водою, совершенно исцелился от беснования и с радостью возвратился в дом свой.

Это случилось в августе 1998 г. В храм вошла молодая женщина с пятилетней девочкой на руках. Маленькая, худенькая, с безжизненно висящими ручками и ножками, она выглядела совсем крохой. В разговоре с мамой выяснилось, что девочка не может ходить: у не от рождения повреждена центральная нервная система. Врачи ничем не могли обнадежить несчастную мать. Такой тяжелый недуг мог быть исцелен только силою и волею Божией. И это произошло тут же, у раки Преподобного, на глазах у изумленных людей, до отказа заполнявших храм.

Мать, подойдя к раке Преподобного Александра Свирского, с помощью стоящего у раки послушника положила девочку на поверхность стекла, прикрывающего мощи. Некоторое время ребенок оставался так в лежачем положении. Затем мать, сняв с раки, посадила девочку на пол, чтобы самой приложиться к мощам святого. За молитвой не заметила, как девочка исчезла. Оказалось, что она встала на окрепнувшие вдруг ножки, как будто кто-то невидимый поднял ее, поставил – и она пошла, никем не поддерживаемая. В храме воцарилась тишина, люди расступались, делая широкий коридор для девочки и ее мамы, которая, забежав вперед дочери, распростерла над ней руки, чтобы в любой момент подхватить свое дорогое существо. Так они дошли до выхода из храма, здесь мать взяла ребенка на руки, распрямилась, и все увидели на мокром от слез лице, что она испытала в этот момент – радость, благодарность, растерянность, страх и сомнение: «а вдруг снова не сможет ходить?» Спустя год в монастыре узнали, что Верочка — так зовут исцеленную — не только ходит, но и бегает.

«Второй подобный случай исцеления произошел с жителем Подпорожья Андреем. После того как он попал в автокатастрофу, его ноги потеряли способность двигаться. Этот красивый, высокий, сильный мужчина таскал их за собой, опираясь на костыли. Никакие физиопроцедуры и массажи не улучшали положения обездвиженного человека. Но вера в излечение не покидала его. Руководствуясь этой верой, Андрей упорно приезжал в монастырь Преподобного Александра Свирского к раке с его мощами.

Таких поездок с разными интервалами времени между ними было всего четыре. Каждый раз, стоя у раки, он усердно просил Преподобного помочь. Что он обещал в своих молитвах к Чудотворцу, как молился этот по существу малоцерковный человек — осталось для всех тайной. В один из дней все находящиеся в храме Преображения Господня в Свирском монастыре стали свидетелями проявления милости Божией к калеке, в четвертый раз приехавшему к мощам Преподобного Александра. В этот раз у раки ноги его укрепились настолько, что он отставил костыли и сделал свои первые самостоятельные неуверенные шаги. Вскоре он приехал снова в монастырь, чтобы отслужить благодарственный молебен — прошло меньше месяца. В храм Андрей вошел лишь слегка опираясь на палку».

Это свидетельство подписали братия и благочинный Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря иеромонах Адриан. Описываемые события происходили в мае – сентябре 2000 года. Лукавым бывает особенно ненавистно, когда у человека после соприкосновения со святыней происходит живое изменение сердца. У рабы Божией А. в семье сложилась трудная духовная ситуация: тяжелой одержимостью страдала мать, были серьезные проблемы с детьми. Прочитав о Чудотворце Александре Свирском, она решилась ехать в обитель с мужем и детьми, чтобы получить духовную помощь в своих скорбях. Вот что она рассказала:

«Как только был намечен срок поездки, неожиданно возникли препятствия там, где, казалось бы, их быть не должно. Буквально за неделю до отъезда внезапно и совершенно вроде бы беспричинно меня скрутила болезнь, которой в тот момент заболеть было просто невозможно. Лежа в жару, принимая назначенные знакомым врачом средства, я не могла не понять, что лукавым очень не хотелось бы допустить меня к святыне, молитва перед которой может принести немалую пользу грешнице. В то время у нас дома не было ни канона, ни акафиста Преподобному Александру, и муж читал тропарь святому. Пришла в голову мысль – попросить читать его по нескольку раз в день также акафист мученику Трифону, которому, как известно, тоже дана особая благодать помогать при искушениях бесовских. Сама же я была как в бреду, не могла открыть глаз, и только во время чтения этих молитвословий сознание прояснялось. Поразительно, но наутро третьего дня появился такой прилив сил, что смогла встать с постели – причем, совершенно здоровой: все признаки болезни, которая обычно длится недели три, исчезли без следа. Такова была сила молитв Преподобному Александру Свирскому и мученику Трифону.

Но как же ярилась злая сила! К вечеру тяжелые признаки той же, что и у меня, болезни обнаружились у моей 85-летней матери – это было уже совсем невероятно. Поняв, что это новая дьявольская атака, горячо стала просить Преподобного Александра разрушить эти препятствия. Но, наверное, слишком хотела сделать по-своему, допускала в молитвенные просьбы тень какой-то досады: мол, как это я, отдав столько сил организации поездки, не попаду в Свирский монастырь! Мама не выздоравливала, пришлось звонить друзьям, что поехать не смогу, если только не произойдет чуда (на которое в такой ситуации было очень мало надежды). Но… Как только положилась на волю Божию и смирилась с тем, что муж и дочери поедут без меня, я же останусь с больной матерью, – за день до намеченного срока мама вдруг совершенно оправилась от непонятной болезни. Более того, она вдруг сама предложила:

– Не вздумайте откладывать поездку из-за меня. Поезжайте все вместе – обязательно! Со мной оставаться никому не надо. Я чувствую себя, как никогда, хорошо!

Это было настоящее чудо! Вот когда я всем существом поняла смысл слов, привычно читаемых в тропаре мученику Трифону: «Сокруши и демонов немощные дерзости». Дерзости – да, но немощные, бессильные перед Богом и молитвой великого праведника. Они были сокрушены и развеяны, как дым, на моих глазах…"

Удивительное событие произошло и во время второй поездки к Свирскому чудотворцу с двоюродным братом, который понимал, что курение для него губительно, но не хотел бросить многолетней привычки. Стоя у мощей, он просил помощи Преподобного Александра. Но, как потом оказалось, при этом ждал, что теперь-то он никогда даже не захочет в рот брать папирос. Что ж, это обычный образ наших греховных просьб к угодникам Божиим, да и молитв к самому Господу: как часто мы хотим получить чудо не просто даром, а без малейших усилий с нашей стороны. Как некую магическую панацею. Увы, в современных описаниях чудесных исцелений и иной помощи Божией нас иногда настраивают на это: дескать, после паломничества, после молитв все как-то вдруг и сразу устраивается. И почти никогда не говорится о многотрудной борьбе человека со своими грехами, которые ввергли его в напасть.

Слава Богу, брат вскоре понял, что и ему “труды к трудам прилагать” надо, по примеру святого Александра. Лишь после того, как брат осознал роль своей воли в действии помощи Божией, он начал избавляться от многолетней пагубной привычки…»

С какими только нуждами не идут к чудотворцу! Поражаешься, насколько разнообразной бывает помощь по молитвенным ходатайствам святого.

50-летняя больная Елена, страдавшая врожденным правосторонним гемипарезом, после нескольких молебнов в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии получила чудесное исцеление от своей немощи. На одном из молебнов с благоговением и молитвой прикоснулась двумя пальцами всегда холодной правой, парезной, руки к стопе Преподобного – и почувствовала живительное тепло. Дома за трапезой Елена машинально взяла ложку в правую руку, а затем смогла удержать стакан с питьем. На следующем молебне, когда она благодарила Господа и Преподобного Александра, пальцы правой руки без посторонней помощи вдруг сложились для крестного знамения. Семь лет до этого Елена осеняла себя крестным знамением с помощью левой руки.

Рабу Божию Марию из-за артроза 3 месяца мучила острая боль в колене, вызывающая хромоту. Лечилась возможными лекарственными средствами. В храме у мощей Преподобного отстояла Божественную литургию, затем молебен: всего была на ногах больше 3-х часов. Выходя из храма, почувствовала, что боль уменьшилась, хромота прошла. На 3-й день боли в колене полностью исчезли.

Раба Божия Надежда получила исцеление от рожистого воспаления, связанного с тромбофлебитом – после того как она помазала их миром от мощей Преподобного. До исцеления нога была распухшей, перевязанной бинтом, насквозь промокшим жидкостью, обильно истекавшей из ноги. Через день, когда женщина вернулась, чтобы поблагодарить Преподобного, нога ее была сухой, повязки не было, некоторая краснота сохранилась только по краям затянувшейся трофической язвы. Признаки рожистого воспаления исчезли.

Раба Божия Нина была исцелена от ожогов. После помазания маслом с миро боль от ожога прошла сразу, регенерация кожи пошла быстро. Кроме того, она свидетельствует, что стали понемногу исчезать пятна «витилиго».

И таких свидетельств – великое множество.

«Об этом удивительном случае знают едва ли не все обитатели Свирского монастыря. Он произошел в семье, живущей в Ростове-на-Дону. Две ростовчанки спешно приехали в монастырь, чтобы помолиться за жизнь дорогого им человека: для одной из них он был мужем, для другой — братом. Тот, за кого они приехали склонить головы перед ракой великого чудотворца, находился в это время в тяжелом состоянии после третьей, только что перенесенной операции по поводу рака головки поджелудочной железы. Забрали его в безнадежном состоянии «умирать дома». Но родственники не хотели сдаваться перед «неизбежным концом» и, невзирая на свое собственное нездоровье и преклонный возраст, отправились в дальний путь. Со слезной молитвой они упали на колени перед мощами Александра Свирского. Это было раннее воскресное утро. По словам их дочери, оставшейся с отцом в это утро, отец впервые почувствовал себя настолько хорошо, что встал с постели и даже осмелился сесть за руль своей машины. Энергия и сила в нем забили ключом.

Его жена и сестра, вернувшись из Александро-Свирского монастыря, были поражены бодрым видом больного и не только обрадовались за него, но, охваченные благодарностью к Богу и молитвенному ходатаю —Александру Свирскому, через две недели снова вернулись в монастырь только лишь для того, чтобы отдать дань благодарности именно в том месте, откуда воссылались их горячие молитвы. Самому монастырю, где настоятельствует небесный игумен —Александр Свирский, были сделаны пожертвования, в которых монастырь так нуждается — следы разрушений, нанесенных большевистским временем, еще очень велики. Все, что описано выше, произошло в сентябре 2000 г. Летом 2001 г. женщины снова вернулись в монастырь, но на этот раз их сопровождал бывший больной. Он сам лично захотел поблагодарить Преподобного Александра за проявленную к нему милость. По свидетельству исцелившегося, он раньше, живя далеко от северного монастыря, не знал святого, к которому обращалась с такой верой и надеждой его родня».

Это свидетельство находится на сайте Александро-Свирского монастыря. Подписано оно сопровождающей паломнические группы Н. И. Скифской, братией монастыря, благочинным иеромонахом Адрианом.

Помогает великий молитвенник не только православным, но всем, кто от всего сердца просит его об этом. О таком случае рассказала раба Божия Наталия (католического вероисповедания), филолог по образованию. Два года она не могла найти работу по специальности. На следующее же утро после молитвы к преподобному ее разбудил телефонный звонок с предложением работы переводчика.

Есть среди почты Александро-Свирского монастыря письма, обращенные прямо к святому угоднику Божию: «Дорогой батюшка! Отец Александр!» Только на Руси еще сохранилась кое-где эта особая форма народного благочестия (непонятная и даже диковатая для интеллигентного человека, но восходящая к седой древности). Такие люди воспринимают жившего 500 лет назад святого, как очень близкого, родного человека, который непременно ответит, если ему написать. Особенно много было таких писем в первые годы после обретения мощей, когда люди, не имея возможности приехать в монастырь, просили преподобного о помощи – и получали ее.

Знаю, что такие письма в научной литературе определяются как «проявление остатков языческого сознания» (подобные послания в античности писали Зевсу, Гере и другим «богам», сохранились граффити на черепках). Но, как мне кажется, в обращениях к Преподобному Александру мы видим совсем иное: люди в детской простоте сердца пишут на бумаге те моления, с какими они обратились бы к Преподобному, если бы имели возможность постоять у раки с мощами. А разве все мы не становимся детьми, когда самыми простыми, наивными словами молимся великим святым, оставаясь с ними один на один (то есть вне церковной службы – молебнов, акафистов и канонов)? Когда я рассказывала на экскурсии о подобных посланиях туристам (в большинстве своем нецерковным людям), они приходили в умиление, на глазах у некоторых появлялись слезы.

Год назад пришло письмо из Молдавии, где живет семья с очень больным ребенком (у девочки заболевание, напоминающее эпилепсию, хотя врачи не могли поставить точный диагноз). Как ее ни лечили медики, как родители ни возили по монастырям, на отчитку – но помощи никакой не получили. Как-то маме этой малышки явился во сне Преподобный и сказал: – Я – Александр Свирский. Прочитай мне акафист, только прочитай усердно – и я тебе помогу…

А она не знала этого святого и до этого случая ничего о нем не слышала. Но когда достала акафист и прочитала, то ребенок этот поправился. Эта женщина рассказывает, что после этого чуда родственники помогли ей собрать деньги на дорогу, и ее семья обязательно хочет приехать в монастырь, чтобы поблагодарить Господа и Его угодника, помолиться, приложиться к мощам.

Подобные случаи были засвидетельствованы и до революции. Преподобный Александр являлся людям, которые не обращались к нему за помощью. Многое из того, что мы читаем в древних Житиях, в каком-то новом варианте повторяется в наше время. Даже подробности совпадают до мелочей.

Женщина из Медвежьегорска поведала историю, происшедшую с ней и ее дочерью. Сама она врач – что очень важно, поскольку история связана с исцелениями от серьезных болезней, и она, как медик, понимала, что на самом деле произошло чудо, потому что медицински все случившееся объяснить никак невозможно.

С этой женщиной произошел инсульт – причем неожиданно, когда она была одна дома. В этот момент она поняла, что ее болезнь связана с какими-то духовными причинами, поэтому она не должна вызывать врача – он не поможет, поэтому нужно набраться мужества и потерпеть. Женщина пила святую воду, мазалась святым маслом из самых разных мест. Потом она заснула и во сне услышала слова: – Возьми песочек от Преподобного Александра Свирского и посыпь его крестообразно на голову.

Женщина прежде не бывала в нашем монастыре, но сюда в паломничество ездили прихожане их храма, они-то и привезли песочек с места явления Святой Троицы. Проснувшись, женщина взяла песочек и посыпала себе на голову крестообразно, как и было ей сказано. Довольно быстро у нее прошли все признаки страшной болезни.

С дочерью этой самой женщины произошла не менее удивительная история. У девочки был перелом ноги. Когда сделали снимок, оказалось, что нога срослась неправильно – произошло смещение костей. Это означало, что надо было ломать сросшиеся кости, вставлять железные штыри. Больную уже повезли в больницу, повторно сделали рентген, убедились, что в самом деле с ногой неблагополучно. Тогда ее мама прямо под гипс посыпала немного песочка с места явления Святой Троицы Преподобному Александру, а потом настояла, чтобы снимок сделали еще раз. Как получилось, что за время, прошедшее между двумя снимками, кости на месте перелома каким-то образом выровнялись, – не понял никто. Лечащий врач, как рассказывала эта женщина, даже поцеловала гипс на ноге этой девочки, потому что такой случай был единственным в ее врачебной практике.

ссылка на видеорепортажи, где находяться Его мощи и научные исследования:

https://www.youtube.com/watch?v=N4hBQThZyxQ

https://www.youtube.com/watch?v=oTjiIx2lAvQ

https://www.youtube.com/watch?v=As_8EDewxNA

Источник: Интернет

Изменено 2019-03-10